Российский рынок производства микроэлектроники демонстрирует уверенные темпы роста на 10-15% в год. Однако доля продукции, произведенной в России, не превышает 10% от всего объема.
«Российский рынок микроэлектроники находится на той стадии, на которой был компьютерный рынок десять лет назад, - рассказал CNews Вадим Васильев, генеральный директор российского представительства NXP Semiconductors, - игроки рынка, глобальные дистрибьюторы и производители уверены, что рынок начнет интенсивно расти в самое ближайшее время. Катализатором этого роста является потребность развивающейся российской промышленности в такого рода продукции. Кроме того, можно рассчитывать на госзаказы - социальные карты, электронные паспорта, транспортные карты - рынок потребления их огромен. Именно этими факторами объясняется возросшая активность иностранных производителей к российскому рынку».
Однако технологическое отставание не является единственной причиной того, что доля российской продукции составляет лишь небольшой процент. При правильной организации сбыта у российских электронщиков была бы возможность увеличить свою рыночную долю, считает Евгений Быков, президент компании «Промэлектроника». «Отечественные вендоры не используют дистрибьюторские каналы поставок, пытаясь работать с потребителями напрямую, - пояснил ситуацию г-н Быков. - Таков менталитет российских поставщиков». По его словам, один из ведущих дистрибьюторов микроэлектронных компонент - компания «Компэл» - в своем ассортименте имеет только 1% российской продукции. «Занимаясь продвижением продукции отечественного производства, дистрибьюторы смогли бы значительно расширить границы сбыта и выйти на новые рынки, например в страны СНГ», - отметил он.
Свою готовность работать на российском рынке подтверждают и глобальные дистрибьюторы, однако о том, чтобы осуществлять какие-либо вложения в российский бизнес, пока речь не идет. «Несмотря на неплохие темпы роста компонентной базы в России - 10-15% в год, - в стране еще необходимо создать благоприятные условия для бизнеса, - считает Лутц Йохен, вице-президент Arrow EMEASA. - Трудно инвестировать в страну, где очень разрозненные данные по рынку, а компании, работающие на рынке, отличаются закрытостью. Когда мы будем лучше понимать ситуацию и будем обладать достоверными данными, а не догадками, мы готовы вкладывать в развитие бизнеса в регионе. Стоит заметить, что конечные потребители нуждаются не только в производителях, но и в дистрибьюторах».
Пока же ситуация на российском рынке складывается в пользу европейских, азиатских и американских производителей, которые в совокупности поставляют нам около 90% всей микроэлектронной продукции. Инновационная деятельность в сфере микроэлектроники является инвестиционно емкой, говорят участники рынка, а потенциальные инвесторы не спешат вкладывать в российские разработки.